Гмыря Л. Б.
Представляет собой оригинальную бронзовую
подвеску (своего рода симбиоз язычества и христианства) - медальон с
изображением женщины с младенцем на руках - названная учеными "хазарская
мадонна"1).
Обнаружена археологами на территории Засулакской Кумыки (Северный
Дагестан) в одной из катакомб одного из раннесредневековых (VII - нач.
VIII в.) хазарских городов Беленджера (Чирюрта). Подобная ей подвеска
найдена и в районе Кисловодска.
Фотоизображение "хазарской мадонны" нами использовано в оформлении главной страницы нашего сайта.
[...] М. М. Маммаев интерпретировал эту подвеску как амулет с изображением христианской богородицы2). Однако есть основания полагать, что смысловая нагрузка изобразительного сюжета указанной подвески несколько иная.
Центр композиции подвески составляет фигура в виде
восьмиконечного креста, помещенного в рамку концентрической формы. М. М.
Маммаев рассматривает эту часть подвески как монограмматический
крест-хризму3). Известно, что крест-хризма представлял собой монограмму букв X и Р4); вписанный в круг крест-хризма приобрел форму "колеса с шестью спицами"5) - шестиконечного креста. Фигура восьмиконечного креста, оставляющего основу подвески6),
может быть рассмотрена как солярная символика - изображение солнца в
движении. Круг с вписанным в него четырех, шести- или восьмиконечным
крестом является древним солнечным знаком, известным у многих народов7).
Украшенная елочным орнаментом рамка, в которую помещен солярный символ,
является, по нашему мнению, стилистическим изображением ветви
священного дерева, так называемого "древа жизни", символизирующего
плодородие и изобилие. Филигранные или штампованные пояски в виде
"плетенки", "веревочки", "рубчика", "елочки" составляют одну из
характерных особенностей в оформлении предметов вооружения конского
снаряжения и украшения в кочевнических древностях Восточной Европы и
Средней Азии V-VIII вв. н. э.8) Сюжет "древо жизни" был одним
из основных в средневековом искусстве Дагестана. Он зафиксирован в
орнаментике керамических сосудов, а также в металлопластике. Шаровидные
выступы, имеющиеся в центре композиции, а также на ветви "священного
дерева" могут быть рассмотрены как символы его плодов.
В верхней части подвески помещено оплечное изображение женщины с
ребенком, выполненное условно-схематически, с едва намеченными чертами
лица. Изображение женщины резко возвышается над основной композицией
подвески, в то же время изображение лежащего на руках матери ребенка, не
выходит за пределы рамки, являясь верхней ее частью, смыкающей концы
ветви "древа жизни". Длинные косы женщины плавно спускаются к рамке,
охватывая и, тем самым, объединяя в единое целое композицию
изобразительного сюжета подвески, отличающуюся лаконичностью и емкостью
выразительных средств.
Как нам представляется, на подвеске из катакомбного погребения
Верхнечирюртовского грунтового могильника в образе женщины изображена
языческая богиня плодородия, мать-земля, дарующая всяческое изобилие и
плодородие (древо жизни и плодородия, рождающееся под действием
живительного солнечного тепла (центральная композиция солярного знака в
обрамлении ветки священного дерева). Ребенок в данном сюжете
олицетворяет, видимо, идею вечности и возрождения жизни.
Культ Великого женского божества известен у многих народов в пантеоне под именем богини Умай9).
В древнем искусстве Великая богиня изображалась в виде женщины, фигура
которой украшалась земледельческими символами (ветви дерева,
многолучевые кресты10)), известны также изображения Великой богини в образе матери, кормящей грудью ребенка11) [...]
Примечания:
- Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М.: "Наука".
1983. С.165; Маммаев М. М. О христианских символах и сюжетах в
средневековом декоративно-прикладном искусстве Дагестана. - В кн.:
Дагестанское искусство знание. Махачкала, 1976, с. 97-102.
- Маммаев М. М. Указ.соч. С..97.
- Маммаев М. М. Там же, с. 100.
- Банк А. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.; М" 1966, с. 13, рис. 18-19.
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 300.
- Рыбаков Б. А. Язычество..., с. 297-298; Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси. - СА, 1960, № 4, с. 59.
- Засецкая И. П. Золотые украшения гуннской эпохи. Л.,
1975, с. 11, табл. 1, 5-7; Археология СССР. Степи Евразии в эпоху
средневековья. М., 1981, рис. 3 (16, 29), 5 (24), 7 (3, 6).
- Маммаев М. М. О происхождении одного дагестанского
орнаментального мотива, с. 149, 152, рис. 1-3; Он же. О семантике сюжета
борьбы двух коней на зооморфных пряжках Дагестана VIII-X вв. - В
книге.: Мифология народов Дагестана. С.28, рис.1, 2.
- См.: Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М., 1980. С. 68.
- Там же, с.69.
- Масон В.М. Алтын-Депе. Л., 1981, табл.VIII(1-5), IX (3, 5,7), XI (3,5,6)
Опубликовано:
"Обряды и культы Древнего и Средневекового Дагестана". Сб. статей. Махачкала.1986. С.90-109.