Жители кубанских станиц, преимущественно бывшего Черноморского
Войска(3),
употребляют слово козарлю'га, эквивалентное
слову казачина, означающего удалого казака, молодца,
и обычно употребляемого в сочетании с «матерый» или «щирый».
Факт этот хорошо известен и, также как и в случае с яицким
этнонимом казара, зафиксирован в специальной литературе
[3, с.111]. Кроме того, подтверждается он и информаторами
(например, казаком Пластуновской станицы Еремичевым Н.Е.
и др.).
На его раннее употребление запорожскими казаками указывает
наличие этого слова в казачьем фольклоре уже XVIII века.
Так в песне, повествующей о разгроме Екатериной II Запорожской
Сичи, поется:
«Васюринскый козарлюга та пье в корчми, гуляе,
Свого пана кошового батьком называе.» [4, с.58].
Несколько хуже обстоит дело с донцами. В донском словаре
Миртова отмечено слово казарно' с пометой
аналогичной той, которую поставил в своем словаре Н.М. Малеча
– «собир. пренебр.» и толкованием «о казаках» [5].
В недавно изданном словаре донского казачества, «составленного
по материалам последних лет», ни самого слова казара
ни его производных, в т.ч. и слова казарно «при
сборах при подготовке этого словаря обнаружено не было»
[6].
Однако по устному сообщению ряда информаторов – донских
казаков (например, Сахарова В.) на Дону (по крайней мере,
раньше) все-таки употреблялось слово казарлю'га,
с таким же смыслом, как и запорожцами. С уверенностью нельзя
сказать, самостоятельно ли оно для Дона, или это – результат
влияния запорожцев. Но все-таки пример с казарно' указывает
на бытование и среди донцов исходного слова казара.
И на Дону и среди бывших запорожцев Кубани слово казарлюга/козарлюга
рассматривается как естественное производное от слова казара,
хотя информаторы и не отметили его бытование. В известной
литературе об этом также ничего нет. Хотя в настоящее время
слово казара сохраняется только на консервативном
Яике, однако наличие его некогда в лексиконе донских и запорожских
казаков, в свете всех имеющихся данных, представляется бесспорным.
Стоит заметить, что большинство опрошенных высказались отрицательно
к идее происхождения или какой-то связи казаков с хазарами,
поскольку считают хазар иудеями, а Хазарский каганат враждебным
государством. Однако нетрудно заметить, что это есть лишь
сформированный в последнее время на основе научных (и не
только) изысканий образ. В таких условиях продолжающееся
до настоящего времени бытование слов казара и козарлюга
говорит об исконном наличии этих слов в казачьем лексиконе,
о независимости их от идеологических пристрастий.
На глубокую древность употребления казаками этнонима
казара указывает и то обстоятельство, что он был широко
распространен на обоих полюсах первоначального ареала казачьего
расселения – Днепра на западе и Яика на востоке. Причем,
что интересно, ввиду большой удаленности двух казачьих Войск
друг от друга(4)
, а также наличия существенных различий в их культуре, и
особенно в религиозной жизни, связи между яицкими и запорожскими
казаками были чрезвычайно редки. В связи с этим говорить
о влиянии какой-то одной группы казаков на другую не приходится.
Интересно, что яицкое слово казара стоит во множественном
числе. Именно поэтому Нестор Малеча сделал отметку «собир.»,
т.е. «собирательное». Это заставляет задуматься о том, какова
же была форма единственного числа. Никогда форма единственного
числа не употребляется в разговорной речи. О том употреблялась
ли она раньше, сказать сложно, поскольку в письменных источниках
она не зафиксирована.
Итак, сделанные выше наблюдения этнографического характера,
говорят о древности этнонима казара и об исконности
его применения по отношению к казакам. Как для казаков,
так и для окружавших их народов слова казаки и
казара были равнозначны и использовались ими как
синонимы(5).
Все это касается только старейших казачьих
общин. Об употреблении в казачьих войсках, созданных уже
Российской Империей, имени казара данных нет.
Стоит отметить другую временну'ю лакуну,
на этот раз применительно к запорожским казакам. Хорошо
известно, что запорожского казака отличала от других казаков
длинная прядь волос на голове – оселедец. Но ведь также
хорошо известно, что оселедцы носили киевский князь Святослав
Игоревич и его дружинники. Временной разрыв между этими
двумя примерами такой же, как и в нашем случае – 500 лет.
К этому следует добавить изоляцию Яицкого
Войска после «опустения» берегов Волги в конце XVII века.
Однако, несмотря на столь интересные этнографические данные,
вопросу о соотношении летописных
казар и казачьей
казары не было уделено абсолютно никакого внимания
ни в исследованиях посвященных Хазарскому каганату, ни в исследованиях
посвященных истории казачества. Насколько мне известно, ни
одна статья, пусть даже критическая, относительно происхождения
в казачьем лексиконе такого своеобразного этнонима как
казара и производных от него слов, не появлялась в печати. На фоне
повышение интереса как к истории хазар, так и к истории казаков
такое положение вещей не вызвать недоумение не может.
Надо понимать, сталкиваясь с такими словами, находящимися
в употреблении у казаков, ученые приходят в полное замешательство,
и вот от чего. Все имена и названия, производные от летописного
имени хазар, сегодня однозначно связываются с хазарами. В
Восточной Европе, например, существуют поселения Казара, Козаров,
Козаржевск и т.д., основателями которых считаются хазары:
«На Украине и в Польше очень много древних топонимов, происходящих
от слов «хазар» и «жид» (еврей): Жидово, Козаржевск, Козара,
Козаров, Жидовска Воля, Жидадице и т.д. Некогда это были,
наверное, деревни или временные лагеря хазарско-еврейских
переселенцев на Запад (цит. по 94)» [11, с.147]. Из этого
естественно сделать вывод о, пусть пока неясных, связях казаков
с казарами, т.е. хазарами. Тем более что на такую связь существуют
прямые указания самих казаков. Автор «Истории о донских казаках»
А.И. Ригельман критикует одно такое свидетельство: «Сия сказка
(рассказы донских казаков о начале Донского Войска – Н.Г.)
точно весьма подобна басням Сечевских, то есть Запорожских,
Козаков, как они о себе объявляли, что будто б и их войско
начало свое возымело чрез вышедшего из Польши некоего человека,
именем Семена, роду Казарского» [13]. К тому же наблюдается
и территориальное соответствие районов проживания казаков
той территории, которую занимал древний Хазарский каганат.
И тут обнаруживаются хронологические противоречия, из-за существующей
в истории временной лакуны. Ведь конец Хазарского каганата
традиционно относят к X веку. Иные исследователи к XII или
даже XIII веку. Но и столь поздняя датировка не спасает, т.к.
появление в летописях слова
казак относится лишь
к XV веку
(6) .
Все эти обстоятельства, видимо, основательно смущают исследователей,
раз до сих пор не только вопрос о явной связи казаков с
хазарами старательно обходился стороной, но даже и сам по
себе вопрос о судьбе хазар-христиан и хазар-мусульман после
распада Хазарского каганата. Но основным фактором, заставляющим
прекращать всякое изучение ранней истории казаков, является
довлеющая с XVIII века над умами ученых басня о беглохолопском
происхождении казаков.
Вопреки подобным ошибочным суждениям, все имеющиеся в настоящее
время сведения показывают, что казаки, по крайней мере,
трех старейших общин являются потомками жителей Хазарии,
тем самым бесследно исчезнувшим из официальной истории христианским
и мусульманским большинством хазар арабских авторов.
Во избежание кривотолков, особенно это касается определения
этнической составляющей хазар-иудеев, хазар-христиан и хазар-мусульман
замечу, что Хазарский каганат был многонациональным государством,
куда входили не одни только хазары. С течением времени подданные
народы могли принять на себя имя хазар, что могло особо проявиться
при контактах их с внешним (по отношению к Хазарии) миром.
Но даже относительно самих хазар можно привести такое свидетельство
Истахри: «Хазары … разделяются на два разряда, один называется
кара-хазар, они смуглы так сильно, что их смуглота отдает
в чернь, они словно какой-либо разряд из Индии. Другой разряд
– белые, красивые и совершенные по внешнему виду» (цитата
по [11, с.20]). Однако исследование происхождения народов,
населявших Хазарию, выходит за рамки настоящей статьи.