ХАЗАРИЯ

Суббота, 18.05.2024, 10:56

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Хазария » Хазария

Хазары и турки. М.И.Артамонов. Часть 2.
Предупрежденный заранее подкупленными хазарскими послами католикос Виро, находившийся в селении Когдагарак, оставил всю находившуюся при нем церковную утварь и бежал в горы Арцаха (Карабах). В "Истории агван" очень неясно говорится, что хазары настигли епископа. "Скалистые, наполненные оврагами, гористые местности крепкой области Арцах не могли препятствовать набегам неприятелей; грехи наши сделали трудное для них легким, и кони их твердо шли по вершинам гор" [+50]. Однако католикос каким-то образом спасся и скрылся в крепости Чараберда. Здесь к нему вторично явились хазарские послы с намерением увести силой к шаду. Тогда католикос, собрав всех должностных лиц страны, скрывавшихся в этой же крепости, поставил перед ними вопрос: продолжать ли сопротивление или принести покорность хазарам. Решив, что медлить больше нельзя, католикос Виро собрал подарки, заранее осведомившись у хазарских послов "об именах вельмож и князей, воевод и полководцев, начальников каждого племени их войска; о высоком или низком их положении, чтоб узнать, какие подарки им поднести" [+51]. Сложив дары на телеги, католикос со спутниками своими отправился к ставке шада. Выйдя из горных долин в равнину Ути, тянущейся вдоль правого берега реки Куры, путники, по словам "Истории агван", не узнавали знакомой местности, по которой проходили, вследствие "несметного числа войск шада". "Как некогда в Черном море, так и теперь, когда шли они к шатру царевича, бесчисленные лагери неприятелей стеной тянулись по правую и левую сторону их шествия" [+52]. Ставка шада находилась близ города Партава, столицы Атвании. Дальнейший текст "Истории агван" Н.Я.Марр переводит следующим образом: "Там мы увидели восседание их (хазар за трапезой), склонившихся на колени подобно каравану тяжелоношных верблюдов, каждого с миской, полной мяса от нечистых животных; при мисках и чаши с соленой водой, куда макали куски, когда они ели, там же серебряные кубки и сосуды для питья с резьбою, целиком (отделанные) золотом, которые и принесены были ими из тифлисской добычи; вместе с тем и громадные сосуды для хлебания - роговые и тыквообразные деревянные, которыми они лакали взвар. С той же неотмытой грязью жира-сала на губах, они по два и по три (пили) из одного и того же кубка и бесчувственно (без чувства меры) наполняли сверх краев ненасытные свои чрева цельным вином или молоком верблюдиц и кобыл, как вздутые бурдюки. Ни виночерпиев не было пред ними по ритуалу, ни слуг за их спинами, даже у царевича, а были только воины с чащею пик, чутко охранявшие дверь сомкнутыми в круг щитами" [+53]. Агванское посольство провели от первой стражи до второй. Здесь, у входа в палатку шада, заставили послов поклониться три раза до земли, а затем одного католикоса, оставив его спутников у дверей, ввели во внутреннюю палатку, где сидел царевич. "Представ перед ним, католикос поклонился ниц до земли и поднес подарки ему и всем сановникам" [+54]. Шад милостиво принял изъявление в покорности и обещания служить так же, как служили Сасанидам. Он потребовал, чтобы агванцы вернулись в свои дома "к трудам своим", и обещал перенести набеги в соседние страны, прекратив разорение агванских областей, "ибо, - говорил шад, - получил отец мой эти три страны - Атванию, Чога и Лбинию в вечное владение" [+55]. Из дальнейшего повествования "Истории агван" следует отметить еще несколько любопытных деталей. Угощая католикоса и его спутников, хазары усадили их на колени и поставили перед ними сосуды с мясом, от которых те отказались под предлогом поста; тогда им были предложены тонкие хлебы, жаренные на сковороде. Поселившись в городе Партаве в своем доме и часто навещая лагерь хазар, католикос упросил шада отпустить домой захваченных в плен агванцев. Тот приказал своим войскам освободить пленников и под страхом строжайшего наказания запретил удерживать или скрывать кого-либо из них. "Вместе с этим он отправил знатных мужей, называемых тидиюнами (может быть, тиунами) со служителями католикоса, которые, войдя в лагерь их, искали в палатках и шатрах их, вытаскивали молодых людей, скрытых под утварью или между скотом, и никто не смел противиться им" [+56]. Вслед за разорением страны хазарами Атванию постиг страшный голод и связанная с ним эпидемия, "История агван" приписывает голод не неприятельскому разорению, а нашествию крыс. Крысы, "съев всю траву, истребили весь плод трудов наших". Голодающие ели кору, "несчастные даже сушили и ели сучки винограда и ели члены мертвецов, даже долговременную шкуру скота, мешки копченые (бурдюки?), голенища старых сапог - и все это варили и ели" [+57]. А когда кончился голод, со всей силой сказалось подчинение хазарам. "Князь севера все более и более усиливался и навел страх и ужас по всей земле. Он отправил смотрителей за всякого рода ремесленниками, имеющими познания в золотопромывании, добывании серебра, железа и выделке меди. Он требовал также пошлины с товаров и ловцов на рыбных промыслах великих рек Куры и Аракса, вместе с тем и дидрахму по обыкновенной переписи царства персидского" [+58]. У нас нет точных сведений о том, сколько времени продолжалось господство хазар в Атвании, но уж во всяком случае не целое столетие, как утверждает А.Е.Крымский в своей последней работе [+59]. Из дальнейшего, очень сжатого и риторического рассказа "Истории агван" следует, что на второй год правления Арташира, т.е. в конце 629 или начале 630 г. [+60], хазары предприняли попытку покорения Армении. Князь севера, по словам "Истории агван", отправил передовой отряд под начальством Чорпандархана (тархана) в Армению и через некоторое время со своим войском двинулся за ним сам. Знаменитый персидский военачальник Шахрбараз (Шах-Вараз), бывший в то время фактическим правителем Персии, выслал против хазар начальника турецкой конницы Гонагна с десятитысячным войском, но хазары, применив обычную тактику кочевников, разбили его. Половина хазарского войска выступила навстречу неприятелю, а другая скрылась в засаде. Когда первые, вступив в битву, тотчас же обратились в бегство, остальные, выйдя из засады, окружили преследователей и перебили их, а затем "ограбили трупы, собрали украшения коней, копья и золотом обложенные мечи, щиты, превосходные одежды, деланные искусством греков", и все собранное хазары разделили между собой [+61]. На этом и оканчивается подробный рассказ о хазарах в Закавказье. Далее все соткано из намеков и иносказаний. "Тогда князь севера, - говорится в "Истории агван", - обратил лицо свое против сыновей своих. Он стал неистовствовать, и страшный гнев его падал на птенцов его... Господь совершил великое, восстав за нас" [+62]. По-видимому, речь идет о междоусобиях в стране хазар, причем под сыновьями и птенцами князя севера, может быть, подразумеваются джебу-каган и его сын шад. Далее говорится, что "они (т.е. хазары) устремились во все три страны: Армению, Иверию и Атванию", но были поражены. "История агван" передает последствия этого поражения хазар в виде обращения джебу-кагана к сыну своему шаду, в котором он раскаивается в своей гордости и дерзости и советует сыну поскорее спасаться, - раньше, чем народ (под которым подразумеваются, возможно, агване) узнает о происшедшем и приготовит ему гибель [+63]. Как бы то ни было, ко времени последнего сасанида Ездигерда III (632-652) Атвания оказывается вновь в подчинении у Персии. Атванский князь Джеваншир принимал участие в войне персов с арабами, начавшейся в 633 году. И когда Персия в этой войне ослабела, он, вернувшись в Атванию, в начале сороковых годов VII века организовал восстание, разбил персидские войска, посланные для его подавления, и объявил Атванию независимой. Независимость Атвании продолжалась очень недолго. Когда арабское завоевание стало угрожать Закавказью и Атвании, отец Джеваншира отправился к арабам с изъявлением покорности. В "Истории агван" говорится, что в то же время Джеваншир обратился к Византии с просьбой принять его страну в подданство империи. Во время своего кратковременного пребывания в Армении в 660 г. император Константин II будто бы призвал к себе Джеваншира и богато одарил как его самого, так и приближенных [+64]. Однако у Себеоса мы находим другую, более вероятную версию присоединения Агвании к Византии. По его словам, император, находясь в Западной Армении, послал войска в Иверию, в Атванию и Сюнию с целью расторгнуть их союз с армянским князем Феодором Рштуни, стоявшим во главе Восточной Армении и заключившим военный союз с арабами. По-видимому, Атвания в это время находилась в связи не только с Восточной Арменией, но и с самими арабами. Под угрозой со стороны византийского войска Атвания должна была покориться [+65], и таким образом подчинение Агвании Византии вовсе не было таким добровольным, каким оно представлено в "Истории агван". Об участии хазар во всех этих событиях нет никаких упоминаний. В свете изложенных данных становится совершенно ясно, что ни о каком столетнем господстве хазар в Агвании не может быть и речи. Власть хазар над этой страной продолжалась около трех лет. Завоевав Агванию в 628 г., хазары уже около 630 г. были отброшены обратно за Кавказ. Сообщения "Истории агван" представляют большой интерес не только с точки зрения исследования исторических судеб Закавказья, но и для характеристики политического и социального строя хазар. Сверх того ее сообщения содержат богатый бытовой материал, относящийся к этому народу. Оставляя пока рассмотрения данных "Истории агван" о быте и социальном строе хазар, разберемся сначала в сообщаемых ею, а равно и другими армянскими историческими сочинениями сведениях, могущих служить для выяснения времени и условий появления хазар на Северном Кавказе и на исторической арене.[+66] К наиболее раннему времени относят появление хазар грузинские и армянские исторические сочинения. Однако сообщения о хазарах поздней грузинской хроники Вахтанга явно фантастичны. В ее сообщениях хазары появляются еще в 2302 г. по сотворении мира . Значительно большим вниманием и кредитом пользуется "История Армении", приписываемая Моисею Хоренскому, жившему в V веке н.э. Хазиры, как именуются хазары в армянских источниках, выступают в ней в конце II века н.э. В 198 г. хазары и басилы, соединившись, прошли через ворота Джора (Дербент) под предводительством царя своего Внасепа Сурхана, перешли реку Куру и подвергли Армению грабежам и разорению. Армянский царь Вахарш с многочисленным войском вышел навстречу варварам и прогнал их обратно за Дербентские ворота, но затем, преследуя хазар, пал от руки могущественных стрелков [+67]. Сын его(?) Хосров, в отмщение за отца, повел войско в земли северных варваров. "Мечом и дротом прогнав сильные эти народы, он берет с каждой их сотни по одному заложнику и в знак владычества своего оставляет памятник с надписью на греческом языке, доказывающий зависимость от римлян", т.е. подчиняет их власти Рима, в какой находился сам [+68]. Этот рассказ, взятый как сообщение об одном из многочисленных столкновений закавказских народов с северными варварами, не представляет ничего невероятного. Исторические источники сохранили нам немало сведений о набегах, производившихся варварскими племенами через проходы в Кавказских горах на Армению, современную Грузию, на Персию и другие страны, более отдаленные от исходного пункта движения северокавказских варваров. Сооружение укреплений для защиты проходов через хребет легенды приписывают еще Александру Македонскому. Римляне, владевшие большей частью Закавказья, хорошо знали о существовании этих проходов и о находившихся за ними опасных врагах. Армянские сообщения о набегах северных варваров, таким образом, подтверждаются большим количеством аналогичных сообщений других источников. В отношении армянских сведений возникает только один вопрос: действительно ли в числе варваров, беспокоивших своими набегами Закавказье, уже во II веке н.э. были хазары? Другие источники народа с этим именем в то же время не знают. Да и сама "История Армении", сообщая о ряде войн с северными племенами, указывает в числе последних хазар всего только один раз в вышеприведенном примере. Зато в изложении дальнейших событий, относящихся к III веку, в "Истории Армении" появляется обозначение предводителя северных варваров "везерк каганом" [+69]. По указанию Эмина, "везерк" персидское слово и значит "великий" [+70]; что же касается слова "каган", то оно известно как титул турецких, аварских, хазарских, болгарских и русских князей, но в значительно более позднее время. "История Армении" знает этот титул в приложении не только к предводителю северокавказских варваров, но и к какому-то восточному владыке, восточному кагану, существовавшему уже в IV веке, если признать достоверным соответствующее известие этой истории [+71]. Однако достоверность этого известия является более чем сомнительной. Под восточным каганом, с которым, по словам "Истории Армении", находился в свойстве персидский царь Шапур (Сапор II), мог бы подразумеваться владыка турок, но турки, согласно всем другим источникам, появляются только в VI веке. По китайским сведениям, титул кагана их предводитель принял только в 552 году [+72]. Это обозначение могло бы относиться к предшественникам турок как по месту, так и по политическому значению, жуань-жуаням, но и их владыка, судя по тем же источникам, впервые стал именоваться каганом только в 402 году[+73]. Царь же персидский Сапор II, которому "История Армении" приписывает свойство с восточным каганом, жил в IV веке. Правда, китайские источники приписывают титул "кэ-хань" - каган предводителю сяньби еще около середины III века [+74], а затем и другим вождям варварских племен Монголии. Но сношения их с Персией совершенно невероятны. В IV веке к Персии с востока примыкало Кушанское царство, династы которого вели свое происхождение от тех же парфянских Аршакидов, которые господствовали в самой Персии до свержения их Сасанидами. Китайцам это царство было известно под именем Гуйшуан. Царей его считали юеджийцами, язык которых был, действительно, одним из иранских диалектов [+75]. В начале V века Кушанское царство было подчинено эфталитами (ие-та, теталы, цыдариты, белые гунны), по-видимому, ранее входившими в состав гуннского племенного объединения. Византийские историки сообщают об упорных войнах персов с эфталитами и о браке Кавада с дочерью царя эфталитов, с помощью которого он вернул себе власть после свержения его за поддержку маздакидского движения [+76]. Если даже эфталитские цари и носили титул каганов, о чем нам неизвестно, то во время Сапора II их царства еще не существовало. Они впервые появляются около 385 года. Равным образом, гуннов, с которыми можно было бы связать этот титул вообще, в III веке еще не было к северу от Кавказа. Главной силой здесь в это время были аланы, неоднократно вторгавшиеся в Закавказье начиная с I века н.э. В VI веке соединенными усилиями турок и персов удалось разгромить державу эфталитов, причем союз между каганом турок и царем персов был закреплен браком последнего с дочерью турецкого кагана. С этого времени царь персов действительно находился в родстве с каганом, но это событие относится не к IV веку и царем персов тогда был не Сапор, а Хосров Ануширван [+77] Итак, если сомнительно существование связанного с Персией восточного кагана в IV веке, то еще более неправдоподобно наличие великих каганов в III веке, к северу от Кавказа, в особенности когда памятник, свидетельствующий об этом, относится к более поздней поре. Недоверие к содержанию "Истории Армении" и сомнения в принадлежности ее автору, жившему в V веке, имеют достаточно оснований. Н.Я.Марр, касаясь вопроса об источниках этого сочинения, заметил, что "такой памятник, понятно, должен быть отнесен не к V столетию и к первому веку армянской христианской письменности, а к значительно более поздней поре" [+78]. Н. Адонц считает "Историю Армении" переработкой сочинения Фауста Византийского и говорит, что она "не может восходить раньше VII века" [+79]. Если это так, то существенно отметить, что ни Фауст Византийский, ни Егише, ни Лазарь Парпеци не знают ни хазар, ни кагана, хотя в числе северных варваров им известны уже наряду с аланами - гунны [+80]. Кроме "Истории Армении", хазары рано упоминаются в "Истории агван", хотя появление их в этом сочинении падает не на II, а на IV столетие. Первое нашествие хазар здесь отнесено к правлению персидского царя Шапура (Сапора II) [+81]. К.Патканов считает, что сообщение "Истории агван" о хазарах, так же как и аналогичный рассказ Стефана Орбелиани, писавшего в XII веке, может восходить к несохранившемуся сочинению Петра Сюнийского, жившего в IV веке [+82]. Действительно, сообщение о хазарах и тут и там изложено в связи с рассказом о разбойничьем набеге сюнийского князя Андока на персидскую столицу Тиссабон (Ктесифон) и о последующем затем подвиге сына этого князя Бабика, в войне с гуннами заслужившего милость царя. Однако и при этом допущении еще нет уверенности в существовании хазар не только во II, но и в IV веке. Весьма возможно, что название хазары попало в армянские исторические сочинения немного раньше, чем оно стало известно в Византии, и в приложении к событиям более древним является не чем иным, как перенесением наименования современного авторам народа в более или менее отдаленное прошлое, примеров чего имеется немалое количество наряду с противоположным - подведением нового народа под традиционное название. Более достоверны упоминания о хазарах и кагане в армянском же историческом сочинении епископа Себеоса "Истории императора Ираклия", написанном в VII веке и трактующем о событиях, близких по времени к автору. Здесь говорится, что во время войны персов с кушанами при Хосрове Парвизе (590-628) последние обратились за помощью к великому кагану, царю северных стран, который прислал им полчище из 300 тыс. человек под предводительством джембуху. Это войско, переправившись через реку Верхот (Амударью), разбило персов и опустошило всю страну до пределов Реи и Исфагана, а затем по повелению великого кагана возвратилось восвояси [+83]. Спустя некоторое время, рассказывается далее в "Истории" Себеоса, армянские нахарары, служившие в персидском войске на кушанской границе, возмутились и перешли на сторону "великого кагана". По словам Себеоса, они были привлечены к измене чен-тчепетухом, начальствовавшим над войсками кагана на северо-западе. По приказанию кагана предавшиеся ему армянские вельможи с востока, т.е. с персидской границы, были отправлены на соединение с войсками упомянутого тчепетуха на северо-запад и вместе с ним, пройдя через проход Джора, явились на помощь греческому царю[+84]. Из последнего видно, что сведения Себеоса непосредственно примыкают к изложенным выше данным "Истории агван", пополняя и расширяя их. Греческий царь, на помощь которому является тчепетух со своими полчищами и изменившими персам армянами, есть не кто иной, как император Ираклий, воевавший с Персией и в союзе с хазарами. Выходит, что "тчепетух" Себеоса означает то же лицо, что "джебу-каган" "Истории агван" и "зиевил" или "зигевил" византийских источников. Это предводитель хазар, подчиненный великому кагану севера, его наместник, второе лицо после кагана. Патканов безусловно прав, видя во всех обозначениях этого лица различную передачу не собственного имени, а одного и того же титула. Наиболее верной из них он считает - джебу-каган. Далее он очень кстати вспоминает, что турецкий каган у Менандра называется сильзибул и что то же самое имя у Табари передается как син-джибу [+85]. Оставляя в стороне син-чен - китаец (?), что относится и к чен-тчепетуху, мы должны заключить, что хазары и турки смыкаются не только в названии первых восточными турками в византийских источниках [+86], но и по существу восстанавливаемых на основании армянских сообщений отношений между теми и другими. Примечания [+50] Там же. С. 123. [+51] Там же. С. 124-125. [+52] Там же. С. 125. [+53] Mapp Н.Я. По поводу русского слова "сало" // Избр. работы. V. С. 73. [+54] История агван. С. 126. [+55] Там же. С. 127. [+56] Там же. С. 128. [+57] Там же. С. 129-130. [+58] Там же. С. 131. [+59] Крымский А.Я. Страницы из истории Северного Азербайджана // Сборник к 50-летию С.Ф.Ольденбурга. АН. Л., 1934. С. 298. [+60] Малолетний Арташир царствовал один год и 8 месяцев. Он был убит Шахрбаразом 27 апреля 630 г. вследствие нового переворота в Персии. Узурпировавший царскую власть Шахбараз продержался на троне Сасанидов 40 дней и тоже был убит заговорщиками. cm.: Noldeke. Geschichte (Tabari). С. 386-388. [+61] История агван. С. 131-133. [+62] Там же. С. 134. [+63] Там же. С. 134. [+64] Там же. С. 137-149. [+65] Себеос. История императора Ираклия / Пер. Патканова. СПб., 1862. С. 154-155. [+66] Шопен. Новые заметки на древние истории Кавказа. СПб., 1866. С. 225 сл. Оценку исторического значения грузинских сообщений о хазарах см. у Н.Я.Марра. Указ. соч. С. 94 сл. [+67] История Армении Моисея Хоренского / Пер. Эмина. СПб., 1858. С. 134 сл. Вахарш (Вологес) был современником Септимия Севера (194-211). Император Каракалла захватил Вахарша и казнил его. Сын Вахарша Тиридат II умер в 222 г. Хосров I, он же Аршак II, правил с 222 по 252 г. cm.: N.Dolens et Katch. Histoire des anciens armeniens. Gen., 1907; Халатьянц Г. Очерк истории Армении. М., 1910; Брюсов В. Летопись исторических судеб армянского народа. М., 1918. [+68] История Армении. С. 134. [+69] Там же. С. 154. [+70] Там же. С. 309. Прим. 364. Отсюда - визирь (Сум. Исторические рассуждения... о хазарах. М., 1846. С. 19) [+71] Там же. С. 157. [+72] Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах. 1. С. 267; Mien St. Documents hist. sur les T'ou-kiue. C. 6; Chavannes E. Documents sur les T'ou-kiue occid. C. 372. [+73] Бичурин Н.Я. (Иакинф). Указ. соч. С. 209. [+74] Schiralori К. A study on the Titles, kaghan and katun. Memoirs of the Research Depart of the Tayo Bunko // The orient Libr. N 1. Tokyo, 1926. C. 2 ел.; Гиацинт От. Записки о Монголии. III. С. 70. [+75] Specht. Etudes sur l'Asie Centrale d'apres les historiens cinois // Journ. Asiat. 8 сер. II. 1883. С. 325; Sten Konow. Beitrag zur Kenntnis der Indoskythen // Festschr. F.Fr. Hirth zu S. 75 Geh. C. 97. [+76] Летопись Феофана. С. 97. [+77] Патканов К. Опыт истории династии Сасанидов // Труды ВО РАО. XIV. СПб., 1869. С. 55; Себеос. Указ. соч. С. 58. [+78] Mapp Н.Я. Арабское извлечение из сирийской хроники Марибаса // Зап. ВО РАО. XIV. Вып. 4. С. 79. [+79] Адонц Н. Начальная история Армении у Себеоса // Виз. временник. VIII. 1-2. С. 104-105. [+80] История Егише Вардапета / Пер. Шаншиева. Тифлис, 1853; Faustus de Вумме. Coil. de Hist. ami. anc. et mod. de l'Armenie / Par. V.Langlois. 1. 1867. C. 201-310; Lazar de Tharbe. Там же. II. С. 253-268. [+81] История агван. С. 80. [+82] Там же. Прим. 3. [+83] Себеос. История императора Ираклия / Пер. Патканова. СПб., 1862. С. 73-74. [+84] Там же. С. 76. [+85] Патканов К. Ванские надписи и их значение // ЖМНП. ССХХХ. Отд. 2. С. 263. Noldeke. Geschichte der Perser und Araber. 1879. С. 158. [+86] Например, у Феофана.

Источник: http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0201.htm#rest02note86
Категория: Хазария | Добавил: Хазария (19.10.2010)
Просмотров: 1278 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Ссылки

Израильское Национальное Движение

Каталоги

COOL.RU - каталог лучших сайтов

Форма входа

Категории раздела

Хазария [20]
Книги о Хазарии [0]

Поиск

Календарь

Еврейские праздники

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0