ХАЗАРИЯ

Суббота, 18.05.2024, 11:36

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Хазария » Хазария

Итиль. Начатки городской жизни.Б.Н.Заходер.Часть 1.
ИТИЛЬ. НАЧАТКИ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ Как ни отстало в своем развитии хазарское общество, хранившее, по сообщению наших источников, все следы родо-племенного устройства, все же надо отметить, что в IX-Х веках эти же источники регистрируют явления, показывающие несомненный прогресс. Через Хазарию, стоявшую на путях, связывавших Восточную Европу с Востоком, осуществлялась значительная транзитная торговля (о значении Хазарии для торговли русов см. раздел о русах). Сама Хазария также вела оживленный товарообмен. В разделе первом настоящего очерка мы уже упоминали о развитии в Хазарии сельского хозяйства, рыболовства, экспорте из Хазарии рыбьего клея. "Худуд ал-'алам", характеризуя Хазарию как страну "богатую, процветающую, с большим достатком", сообщает: "Из нее происходит рогатый скот, овцы и бесчисленные рабы". "Кабус-наме" в двадцать третьей главе, посвященной покупке рабов, упоминает о рабах восточноевропейского происхождения. Особое место в списке товаров, вывозимых из Хазарии, занимали меха. Добытые в "областях русов, булгар и Киева", эти меха у Истахри и Ибн Хаукала носят все же наименование "хазарских". Особенно значительным центром мехового экспорта был Итиль. Ибн Хаукал, следуя за текстом Истахри, в описании хазарской меховой торговли приводит интересные подробности и дополнения; по словам Ибн Хаукала, хазарские меха, которые расходятся по всему свету, это те же меха, что и в ал-Андалус; только в малой части эти меха происходят из славянских стран, большая и наилучшая часть их происходит из стран русов, а некоторые - причем самые лучшие - русы перекупают в странах Гог и Магог. За описанием меховой торговли у Ибн Хаукала следует сообщение о захвате и разорении русами Булгара и Итиля. Представляется, что связанность сообщений Ибн Хаукала о меховой торговле и захвате русами крупных волжских торговых центров не случайна. Тот же автор сообщает, что и по захвате Итиля русами не уменьшился "прилив торговли". Разнообразен был также хазарский импорт. Среди ввозимых товаров Истахри называет мед и свечи, которые, по его словам, привозят от русов и булгар. Персидский перевод Истахри употребляет слово, которое можно перевести, как "воск"; указание на булгар как на поставщиков в персидском переводе опущено. Ибн Хаукал повторяет Истахри. Йакут дважды упоминает о ввозе хазарами меда и свечей (воска), дополняя список стран-поставщиков Киевом. Хаджжи Халифа содержит только реликт всей темы: от русов к хазарам привозят воск. Как уже нам приходилось упоминать, наряду с медом и воском со Среднего Поволжья на Нижнее экспортировался сплавом строительный материал: сосна, ель. Текстильные товары были главным предметом хазарского импорта с Ближнего и Среднего Востока. Истахри, описав хазарскую одежду, сообщает: из-за отсутствия у хазар материалов для этой одежды, последний привозят из Горгана, Табаристана, Армении, Азербайджана и Рума. Персидский перевод Истахри уточняет: то, что купцы привозят, происходит не из Хазарии, а из других мест; в перечислении последних в персидском переводе отсутствует Рум. Ибн Хаукал следует за Истахри с тем, однако, отличием, что в перечислении мест, откуда привозят к хазарам текстильные материалы, отсутствует Армения и добавлены слова, расширяющие список стран-поставщиков общей фразой "и из других соседних стран". Довольно оживленный обмен между хазарами и этими "другими странами" подтверждается наличием таможенных сборов и значительных иностранных купеческих колоний в Хазарии. Истахри - наиболее ранний и самый полный вариант - сообщает о статьях дохода (абваб ал-мал) хазарского царя, указывает на таможенные заставы и торговую десятину, взимаемую согласно обычаю на дорогах, в морских и речных портах. Персидский перевод Истахри в рукописи ИНА передает то же сообщение с заменой арабских терминов персидскими: "доходы от таможен и таможенных застав для купцов, которые стерегут гавани моря и рек и взимают налог бадж"; персидский термин бадж, как явствует из сопоставления с арабским оригиналом Истахри, в данном случае передает значение торговой десятины. Ибн Хаукал следует за текстом Истахри с некоторыми сокращениями - отсутствует упоминание о гаванях моря и реки как источнике дохода хазарского царя. "Худуд ал-'алам" из всего сообщения сохранил лишь реликт: богатства и достояние царя хазар по большей части от морской подати. В послании Хасдая ибн Шафрута к хазарскому царю среди вопросов, на которые желал получить ответ кордовский вельможа, находился вопрос о количестве дани и десятины. Не менее убедительны сообщения наших источников о купеческих колониях в Хазарии. Йакут, как обычно в хазарских сообщениях со ссылкою на Ибн Фадлана, рассказывает об итильском главе мусульман, обязанном судить как проживающих постоянно, так и приезжающих по торговым надобностям. Выше мы уже говорили о русской купеческой колонии в Итиле, продолжавшей, по словам Ибн Хаукала, торговые операции и по захвате города Святославом. В Семендере и Итиле, о чем речь ниже, эти купеческие колонии были весьма многочисленны. Все это показывает, что, несмотря на архаическую крепость родо-племенного уклада - серьезное препятствие для установления единоверия в Хазарии, - прогрессивные тенденции в социально-экономической жизни создавали предпосылки для появления такого новшества в Хазарии, как город - центр административной, религиозной и экономической жизни. Ибн Хордадбех - кажется, первый из восточных писателей, перечисляющий несколько хазарских городов. Описав путь из Джурджана по Каспию к западному побережью, Ибн Хордадбех приводит следующий список: Хамлидж, Баланджар, ал-Байда'. Вслед за списком Ибн Хордадбех цитирует стихотворение поэта Бухтури, в котором упоминаются также два хазарских города - Хамлидж и Баланджар, и сообщает, что за Баб ал-абваб (в тексте ал-Баб) расположены владения "царя Сувар, царя ал-лагз, царя аллан, царя Филан, царя Маската, сахиб ас-сарира и город Семендер". Список Ибн Хордадбеха не одинок в источниках. "Худуд ал-'алам", упомянув об Итиле (Atil) и лежащем на берегу моря Семендере, приводит перечисление остальных хазарских городов: в транскрипции В.В.Бартольда в транскрипции В.Минорского Хамлидж Khamlikh Баланджар Balanjar Байда Bayda Савгар Savghar Хтлг Kh.tl.gh. Лкн L.kn Сур Swr Масмада Ms-t (M-sq-t?) Как явствует из сравнения списка Ибн Хордадбеха со списком "Худуд ал-'алам", большинство названий совпадает не только по начертанию, но и по последовательности упоминания. В отличие от Ибн Хордадбеха, анонимный среднеазиатский географ считает все эти названия не царствами, а "городами с крепкими стенами". В.Ф.Минорский дал подробнейший комментарий к списку "Худуд ал-'алам", указав на несомненное влияние Ибн Хордадбеха. Как и у Ибн Хордадбеха, в списке "Худуд ал-'алам" мы находим смешение хазарской, северокавказской и ширванской топонимики. Из приведенного выше списка городов к собственно хазарским мы можем причислить лишь четыре наименования: Хамлидж, или Хамлих, Баланджар, Байда' и Семендер. Рассматриваемые списки говорят о широко распространенном в восточной географической науке убеждении в существовании у хазар городов. Мысль о наличии у хазар городской жизни получила отражение в сочинениях и последующих авторов: так, Димашки (со ссылкой на Ибн ал-Асира) перечисляет четыре города хазар: Хамлидж, Баланджар, Семендер и Итиль. Исхак ибн ад-Хусейн сообщает о многих хазарских городах, приводя, впрочем, название одного лишь города Б.лйар, под которым можно разуметь Булгар, Баланджар или даже Итиль. Ибн Ийас говорит о хазарских городах во множественном числе, считая наиболее известным из них город Семендер. Это убеждение восточной географической науки, насколько известно, до настоящего времени не имеет подтверждения со стороны археологии. Несмотря на многочисленные догадки, ни одно из этих названий не получило категорического прикрепления к какой-либо группе сохранившихся до наших дней памятников. Сказанное, конечно, ни в малейшей мере не колеблет основного, - остатки строительных сооружений и другие памятники материальной культуры, обнаруженные на территории, на которой в древности распространял свою власть каганат, подтверждают существование в Хазарии значительных по тому времени населенных мест. Но локализация этих мест, прикрепление того или иного наименования, сохранившегося в источниках, к определенным географическим пунктам - все еще дело будущего, дело, в котором роль филологического исследования отнюдь не меньше, чем археологическая находка.
Категория: Хазария | Добавил: Хазария (19.10.2010)
Просмотров: 752 | Теги: Итиль, Хазария | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Ссылки

Израильское Национальное Движение

Каталоги

COOL.RU - каталог лучших сайтов

Форма входа

Категории раздела

Хазария [20]
Книги о Хазарии [0]

Поиск

Календарь

Еврейские праздники

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0