Общеизвестна огромная роль хазарского этноса и государства в истории
Восточной Европы, Северного Кавказа и особенно Дагестана. Эта роль
настолько значительна, что многие историки справедливо полагают, что
VII-IX вв. н.э. в истории Дагестана и Северного Кавказа можно считать
хазарским периодом[1].
Кто же такие хазары? Существует большое количество хазароведческой литературы, немало гипотез и предположений.
В настоящее время основными являются две гипотезы: о
финно-угорском и о булгарском происхождении, последнюю поддерживает
большинство исследователей[2].
Основное доказательство угорского происхождения хазарского языка сводится к этимологии хазарских слов: cap "белый" из ненецкого сирр "белый", хазарского названия бога огня Куар из ненецкого хаэр "солнце". Хазарское название Волги Эдил расчленяется на два компонента иту "вода" + иль "вода" и т. д.
Эти этимологии довольно поверхностны, они не учитывают
фонетических закономерностей как тюркских, так и самих финно-угорских
языков. Так, например, ненецкое хаэр "солнце" вряд ли следует отрывать от венгерского хайнал "заря" и от праформы *хаэл, финского кой и т. д. Хазарское же слово Куар "бог огня, огонь" восстанавливается на тюркской почве в виде *кунгар - и не имеет отношения к финно-угорским словам.
Хазарская основа Итиль (кум. Эдил "Волга", чув. Атал, тат. Итил) восходит к тюркскому корню ит-/эд- со значением "вода" и расширительному форманту -ил. Указанный корень подтверждается якутским итчигий "влажный", хакасским от-ик - "мокнуть".
Название хазарского городка Саркел имеет значение "белая крепость" (= русск. Белая Вежа). Это название имеет параллели в ряде языков: русск. Серклия, византийск. Саркел, др.-евр. Саркел//Шаркел. Соответствующая древнееврейская буква в анлауте передает в еврейском алфавите два звука: ш и с.
Здесь следует обратить особое внимание на норманнскую форму Саеркланд, которая, видимо, восходит к проформе *Саер + кел + ланд, причем первое слово саер метатезировано и восходит к исходному варианту cape "белый". Этот вариант близок к кумыкскому прилагательному сари "желтый".
Второй компонент кел "крепость; дом" сохраняется в современном чувашском языке в виде кил из проформы *кел. За пределами чувашского языка эта основа представлена в вогульском языке в виде кел/кол "дом". В тюркологии хазарское кел, чувашское кил сопоставляют с азербайджанским гил "семья, род".
По нашему мнению, хазарская основа имеет связь с кумыкским диалектным словом килик "палочка для игры в чижик", которое имеет вариант килив/киллив. Эта основа связана со старотюрк. киле "задвижка", осм. килпе "столб, кол, оковы", чаг. килуртек "оковы", башкирским келэ "крючок", азербайджанским диалектным килан "засов", чув. келе "засов, запор, щеколда".
Другой ряд производных этого корня: горноалт. келем "крепость", тел колоко "занавес", алт. колонго "укрытие, западня, вал", тел. колгек "засада, укрытие", крм.-тат. колйе, тур. куле "крепость"; эти основы восходят к древнему тюркскому глаголу коле- "укрыть, заслонить, защитить, преградить, ставить поперек", ср. саг. кола "заслонять, защитить, укрыть".
Данные хазарского языка не дают достаточных оснований для
отнесения этого языка к булгарским языкам. Наоборот, все более или менее
достоверные хазарские слова и онимы могут быть объяснены с учетом
именно кыпчакского источника:
Чичак - имя дочери хазарского кагана, вышедшей замуж в 732 г.
н.э. за Константина, сына византийского императора Льва Исавра [1,233]
< кум. чечек "цветок";
Тенуши - историческое лицо из Гамринской страны, помогший арабам взять хазарскую крепость в VIII в. н.э. [1,230] < кум. Темиш (персонаж кумыкского исторического сказания "Битва при Анжи": Темиш - уменьшительно-ласкательная форма от Темир "железный");
Парсбит - хазарское женское имя [1,211] - кум. диал. парс "леопард" + бет "лицо", букв, "леопардоликая";
джабгу/джабу "титул, второй по значимости после титула кагана" < кум. Джабу < Джабгу (имя собст. мужск.);
къара "черный" < кум. къара "черный" и т. д.
Приведенный лингвистический материал явно недостаточен для полной
характеристики хазарского языка. Но его вполне достаточно для принятия
двух рабочих гипотез:
1) приведенный лексический материал несомненно кыпчакского
происхождения (он дает нам основание предположить, что хазарский язык
входит в группу кыпчакских языков и содержит в своем составе некоторые
булгарские вкрапления; в этом случае хазарский язык можно считать
древнекумыкским);
2) не исключено, что хазарский язык действительно был булгарским;
в этом случае вышеприведенные кыпчакские элементы можно рассматривать
как результат влияния на буларо-хазарский язык параллельного кыпчакского
компонента, который и явился предтечей кумыкского языка.
Но в любом случае важно, что данные языка хазар свидетельствует о
несомненном наличии кыпчакского элемента на территории Дагестана и
Северного Кавказа примерно с IV в. н. э. Это дает основание полагать,
что формирование кумыкского языка как кыпчакского связано не с XII в. н.
э., как полагает современная лингвистическая наука, а с II-IV вв. н.
э., когда в составе гунно-булгарских племен в Дагестан проникают и
древние кыпчакские племена и языки.
Ссылки:
[1] Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962.
[2] Zajaczkowski A. Ze studiow natd zagadnieniem chazarskim. Krakow, 1947.
Я хочу бесплатно X-Rumer 7.0.10 ?? Дайте мне адрес , пожалуйста!!! Это лучшая программа для массового размещения на форумах ! XRumer может сломать большинство видов каптч !
Как скачать X Rumer 7.0.10 ELITE?? Дайте мне адрес , пожалуйста!!! Это лучшая программа для массового размещения на форумах ! XRumer может сломать большинство видов каптч !
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]